ЭКГ

04.03.2022

Электрокардиография (ЭКГ) — метод исследования электрофизиологической деятельности сердца, основанный на фиксации и графическом отображении разности потенциалов, возникающей в ходе сокращения сердечной мышцы.

Электрокардиография позволяет оценить следующие показатели работы сердца:

• Электрическую активность сердца
  • Регулярность сердечных сокращений
  • Частоту сердечного ритма
  • Сердечную проводимость

Плюсы:

•  Неинвазивный метод
  •  Не требует специальной подготовки
  •  Быстрота выполнения (не более 15-20 минут)
  •  Можно выполнить у животного любого размера и возраста
  •  Безболезненно (используются мягкие металлические электроды, которые не доставляют дискомфорта)

Минусы:

• погрешность измерений у беспокойных животных
  • не показывает структурные нарушения сердечной мышцы, не отменяет необходимость ЭхоКГ и дополнительных методов диагностики!
  • дает информацию за короткий промежуток времени, когда сердечные показатели могут сильно измениться в течение дня, а отклонения и вовсе не проявиться — то есть не отражает суточную картину ритма

Как проводится исследование:

Исследование проводится в положении лежа на правом боку, голова и шея опущены на опорную плоскость, конечности параллельны друг другу и слегка разведены между собой и перпендикулярны позвоночнику. На подмышечные области или подушечки лап крепятся 4 электрода, обильно смачиваются проводящим электричество раствором или гелем для лучшей регистрации разности потенциалов. Начинается запись электрокардиограммы. Обычно необходимо неподвижно полежать 3-5 минут для полноценного обследования. После окончания обследования электроды снимаются, можно приступать к другим методам диагностики.

Также снимают электрокардиограмму тяжёлым пациентам в отделении реанимации и интенсивной терапии, а также животным, находящимся в состоянии наркоза (при операциях, диагностических исследованиях).

Когда и кому необходимо исследование:

• Перед проведением общей анестезии для животных всех возрастов и пород, даже если питомец чувствует себя хорошо
  • Представителям пород группы риска (по аритмиям молодого возраста) жизнеугрожающих аритмий в молодом возрасте (Немецкие овчарки, доберманы)
  • Пожилым животным (старше семилетнего возраста)
  • Животным, перенесшим или болеющим инфекционными заболеваниями
  • Пациентам с обмороками для исключения их кардиогенной причины
  • Кошкам, собакам гигантских пород (кавказская овчарка, ирландский волкодав, немецкий дог и др.)
  • Пациентам с диагностированной патологией сердца (по ЭхоКГ, или полному обследованию ранее)
  • Пациентам у которых выявлена аритмия аускультативно
  • Животным при отравлении неясной этиологии

В нашей клинике используется беспроводной электрокардиограф, в результате исследования вы получаете распечатку формата А4 с электрокардиограммой. Никаких неприятных звуков от печатающей ленты, аппарат абсолютно бесшумный и комфортный для пациента, а результат исследования в цифровом виде прикрепляется к карте, что облегчает наблюдение в динамике.

ЭхоКГ

У данного метода есть множество синонимов: УЗИ или ЭХО сердца, ЭХО-КГ, эхокардиография, эхограмма сердца или сонограмма сердца.

Многие пациенты, получившие направление на проведение эхокардиографии, интересуются тем, что это такое и в чем суть метода. ЭхоКГ проводится с помощью специального оборудования: для этого используется аппарат ультразвуковой диагностики, излучающий ультразвук, и с помощью специального датчика и преобразователя изображение исследуемого участка передаётся на экран.

Проходя через сердце, ультразвуковые волны поглощаются и отражаются его тканями. Благодаря этому, прибор выводит двухмерное изображение на экран, по которому специалист может сделать заключение об основных параметрах работы органа. Также проводится допплерография для определения направления и скорости потока крови внутри магистральных сосудов и сердца.

Эхокардиография сердца считается одним из наиболее информативных и безопасных для здоровья методов выявления заболеваний. Минусы обследования — это длительность (около 30-50 минут) и необходимость неподвижно лежать на боку.

УЗИ сердца необходимо для определения врожденных пороков сердца, таких как открытый артериальный проток, стеноз или дисплазия клапанов, стеноз лёгочной артерии, тетрада Фалло и т.д., и приобретенных заболеваний сердца (эндокардиоз клапанов, миокардикты, эндокардиты, перикардиты, легочная гипертензия, опухоли и т.д.). Оно позволяет оценить структуру сердца (толщину и качество сердечной мышцы, состояние клапанов, сердечной сумки, эндокарда), сократительную способность миокарда, оценить давление в камерах сердца и сделать заключение о наличии или отсутствии кардиопатологии.

Когда необходимо ЭхоКГ:

• Перед анестезией всем видам животных
  • Щенкам пород групп риска по врожденным порокам сердца (вельш-корги, вест-хайленд-уайт-терьер, ретриверы, веймаранер, йоркширский терьер, мальтийская болонка, померанский шпиц, французский и английский бульдог и др.)
  • Собакам мелких пород старше 7 лет, даже без признаков заболевания
  • Собакам крупных и гигантских пород старше 3 лет (обязательно с ЭКГ)
  • Пациентам с симптомами: кашель, одышка, быстрая утомляемость при физических нагрузках, цианоз слизистых, обмороки, увеличение объема живота, вялость
  • Кошкам пород групп риска (мейн-кун, рэгдолл, сфинкс, шотландская и британская породы и др.)
  • При аускультативном выявлении шумов
  • Беспородным (метисам) кошкам перед анестезией и планово раз в год

В нашем центре Dr. Lapushkin данное обследование проводится кардиологом на современном аппарате УЗД, оснащенным всем необходимым (импульсно-волновой, постоянно-волновой, цветной и тканевой допплеры, анатомический М-режим, ЭКГ-модуль и программы необходимых расчетов) для полноценного кардиологического обследования и своевременной диагностики заболеваний у ваших любимцев!